Автор: Имашова, Айсулу Абдыкуловна; Касымов, Сыймык Кубанычбекович; Бекбоев, Аскар Абдыкадырович
Аннотация: В условиях стремительного развития цифровых технологий искусственный интеллект (ИИ) становится не только технологическим инструментом, но и методологическим вызовом для современной системы образования. В данной статье рассматривается роль ИИ в процессе цифровой трансформации образования, с акцентом на его функционирование в качестве «цифрового наставника». Раскрываются возможности персонализированного обучения, автоматизации педагогических процессов, а также анализа и прогнозирования учебной деятельности с помощью ИИ-систем. Вместе с тем поднимаются критические вопросы, касающиеся рисков обезличивания образования, утраты гуманистической основы педагогического взаимодействия и подмены диалога человека с человеком взаимодействием с алгоритмом. Статья предлагает целостный взгляд на ИИ как на инструмент, потенциал которого реализуется только при условии этически обоснованной и методологически выверенной интеграции в образовательную среду. Формулируется вывод о необходимости удержания баланса между технологической эффективностью и ценностями образования как личностно-развивающего процесса.
Ключевые слова: искусственный интеллект в образовании; цифровой наставник; цифровая трансформация; персонализированное обучение; педагогическая этика; гуманитарные технологии; педагогика XXI века; образование будущего; образовательные технологии; алгоритмизация обучения; человекоцентричное образование.
Страницы в журнале: 564 - 579