10.06.2025
26
KUTADGU BİLİG’İN TÜRK-İSLAM DÜŞÜNCESİKİ YERİ VE FELSEFİ DEĞERİ

Автор: Bircan, Hasan Hüseyin

Аннотация: Как известно, люди используют свои так называемые «способности восприятия/знания» в процессе производства мысли. Мысль является продуктом этих способностей и, в этом смысле, она является человеческим творением, источником которого является сам человек. Хотя философы предлагают различные классификации, эти способности знания можно в целом сгруппировать как чувства, разум, память, воображение, оценку (вам) и интуицию (сердце). Приобретая знания, человек обращается к одному или нескольким из этих источников, и характер его мысли определяется источником(ами), на которые он опирается. Эти способности также служат инструментами, посредством которых субъект (человек) устанавливает связь с объектом (тем, что известно). Из этой связи возникают различные типы знания, обычно классифицируемые как повседневные, религиозные, научные, философские, художественные и технические знания. Принимая во внимание эти человеческие источники знания, их обычно подразделяют на три категории: (a) сенсорные/эмпирические (основанные на чувствах и эмоциях), (b) рациональные (основанные на разуме) и (c) интуитивные (основанные на интуиции). В контексте исламской мысли мыслители в дисциплинах теологии (калам), юриспруденции (фикх) и исламской философии часто классифицируются как рационалисты, тогда как суфии называются людьми кашфа (духовного раскрытия). Однако как использование разума исламскими рационалистами, так и обращение к интуиции или сердцу людьми кашфа значительно различаются. Эти различия вытекают из различий в природе и содержании используемых познавательных способностей, а также в их предположениях (предпосылках) и методах. Короче говоря, рациональные дисциплины различаются как с точки зрения своих предпосылок, так и методов рассуждения, которые они применяют. В сфере кашфа, поскольку акцент делается на состояниях (хал), а не на логических выводах (кал), различие заключается в степени духовной утонченности — вопрос, открытый для обсуждения. На основе этих наблюдений можно классифицировать основные интеллектуальные дисциплины, возникшие в исламской цивилизации, следующим образом: Если кто-то стремится решать теологические вопросы посредством разума, опираясь на предпосылки, полученные из исламской веры, и использует защитный или опровергающий метод (известный как джадал), полученный рациональный продукт называется калам. Если кто-то стремится решать вопросы, связанные с поклонением и социальными отношениями, используя разум, опираясь на исламские предпосылки, и использует такие методы, как аналогия (кийас), представление (тамтиль) и индукция (истикра) — не для защиты или опровержения, а для предоставления религиозно последовательных объяснений — полученный рациональный продукт называется фикх. Если рассматривать вопросы, особенно касающиеся существования, знания и ценности, исключительно через разум, выводя предпосылки из рационального исследования и используя демонстрацию (бурхан) в качестве метода — где соответствие полностью рационально — результирующий рациональный продукт называется Философией. Если рассматривать те же вопросы, основанные на божественном вдохновении или духовном открытии, и выражать их через поэтику или риторику (прозу или ораторское искусство), результирующий человеческий продукт определяется как суфизм. Учитывая эту классификацию, где мы могли бы разместить «Кутадгу Билиг» Юсуфа Хас Хаджиба среди интеллектуальных продуктов исламской цивилизации? Судя по его методу, его, несомненно, можно было бы классифицировать как суфийское произведение, поскольку оно представляет проблемы и их решения через искусство поэзии. Однако мы утверждаем, что «Кутадгу Билиг» — это не просто мистическое и поэтическое произведение знания; это также философский текст с сильным рациональным измерением. Подобно «Маснави» Руми, если подходить к «Кутадгу Билиг» целостно, можно было бы различить последовательную и всеобъемлющую рациональную систему, уникальную для этого произведения. Действительно, если рассматривать его в целом — за пределами отдельных двустиший — становится ясно, что основная задача и перспектива текста включают в себя попытку примирить ключевые дисциплины турецко-исламской мысли, придавая каждой из них ту ценность, которую она заслуживает, стремясь к взаимодополняющей и гармоничной интеграции. Это примирение настолько важно, что без одного другие остаются неполными и не могут достичь совершенства. Юсуф Хас Хаджиб актуализирует это усилие через четырех символических персонажей: Гюн-Тогды, Ай-Толды, Огдюлмиш и Одгурмиш. Было бы упрощением жестко классифицировать интеллектуальное содержание, представленное этими фигурами, как рационалистическое, эмпирическое, мистическое или как принадлежащее к дисциплинам Калам, Фикх, Философия или Суфизм. Такие жесткие классификации затемняют более глубокую цель работы и не позволяют нам оценить ее богатые детали. Однако ясно, что Юсуф Хас Хаджиб отстаивает идею о том, что «знание мудрости/счастья» в его обществе может быть достигнуто только посредством гармоничного консенсуса, где разнообразные системы знаний и методологии исламской цивилизации, символизируемые этими четырьмя персонажами, дополняют и поддерживают друг друга.

Ключевые слова: Юсуф Хас Хаджиб, Кутадгу Билиг, Философия, Счастье, Суфизм

Страницы в журнале: 61 - 87

Скачать