15.06.2024
23
ROBINDRANAT TAGOR DINIY-FALSAFIY QARASHLARIDA INSONNI ILOHIYLASHTIRISH VA XUDONI INSONIYLASHTIRISH MASALALARI

Автор: Nuridinov, Javohir Izomovich

Аннотация: Религиозные взгляды Тагора основаны главным образом на обожествлении человека и гуманизации Бога. Объясняя смысл гуманизации Бога, он говорит: «Гуманизация Бога означает не только то, что Бог есть Бог человечества, но и то, что Он есть Бог в каждом человеческом существе». По мнению Тагора, суть религии — человечность. Именно этот человеческий аспект составляет основу религии. Тагор считал, что человечество и божественность не принадлежат к двум разным порядкам. Они как две стороны одной медали. Цель религии – пробудить в человеке скрытый элемент божественности. По мнению Тагора, религия всегда должна быть объединяющей, а не разделяющей силой. Настоящая религия — это та, которая признает единство всех людей в их религиозных убеждениях, а не их различия. Тагор лично интерпретирует гуманистическую философию певцов Баулов как позитивное единство в своей книге «Религия индийского народа». После певцов Баула большое влияние на Тагора оказали вайшнавизм, суфизм Мирабаи, гимны Тулсидаса, лирика Чандидаса, мистические песни Кабира. Сам Тагор перевел на английский сотню стихов Кабира. Что привлекло Тагора в стихах Кабира, так это его религиозная философия любви, его непредвзятые взгляды на религию и его божественная вера в человека.

Ключевые слова: аскетизм, гедонизм, индуизм, брахманизм, Упанишады, «Религия человека», «Садхана», «Гитанджали».

Страницы в журнале: 622 - 630

Скачать