24.06.2025
75
ТАСАВВУФ АНТРОПОЛОГИЯСИ: ЭЪТИҚОД ВА ИЛМ УЙҒУНЛИГИ

Автор: Холмўминов, Жаъфар Муҳаммадиевич

Аннотация: Доктрина суфизма, будучи учением, сформировавшим и развившим иррациональную философию в исламе, эффективно использовала самые передовые идеи и методы исследования философии (исламизированная философия) и теологии (исламская теология). С этой точки зрения, она является религиозным учением по отношению к философии, и философским учением по отношению к религии. Теоретическая часть суфизма — это наука между философией и теологией, которую мы условно называем «философией суфизма». Философия суфизма также создала уникальную онтологию, эпистемологию и антропологию в системе понимания Человека, Бытия и, наконец, Бога. Ее часть, которая сосредоточена на человеческих проблемах, — это мистическая антропология, которую условно можно назвать «антропологией суфизма». На первый взгляд кажется, что в центре философии суфизма находится Творец (Бог Всемогущий). Однако если мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения Мауланы Джалалуддина Руми Балхи и Мирзо Абдулкадира Бедиля, то убедимся, что в центре суфийской философии находится Человечество и вопросы, связанные с ним. В данной статье рассматриваются проблемы гуманизма в учении суфизма, то есть конкретные аспекты суфийской антропологии, которая является неотъемлемой частью суфийской философии.

Ключевые слова: Суфизм, Ирфан, Священный Коран, стих, Человек, философия суфизма, мистическая антропология, антропология суфизма (антропология суфизма), душа, Изначальная субстанция человека (субстанция).

Страницы в журнале: 86 - 98

Скачать