06.07.2022
343
ABDURAUF FITRAT AND HIS PROFESSIONAL CREATIVE LEGACY

Автор: Shodiev, Shahobiddin Sharofiddinovich

Аннотация: Общеизвестно, что макомы хорезмского и ферганско-ташкентского макомных мелодий в основном восходят к бухарскому шашмакому. В связи с систематизацией внутренней структуры шашмакома обращается внимание на деление макома на жанрово-стилевые направления: инструментальное (мушкилот), вокально-инструментальное (наср) и танцевальное (уфар). Фитрат обычно называет их буток (ветвь). Представляется, что в этой концепции, которая, к сожалению, не прижилась в последующей научной практике, на наш взгляд, есть большая причина. В русскоязычной литературе о Шашмакоме эти жанрово-стилистические направления внутри макома почему-то стали называться «разделами». Тогда как на самом деле инструментальная и вокально-инструментальная сферы внутри макома не находятся в отношениях ряда предписанных, а представлены как самостоятельные жанровые формы одного макома как общей ладовой системы. То есть мак в целом представляет собой единую ладовую основу, а формы его мелодического проявления различны: инструментальные, вокально-инструментальные и танцевальные. Каждая из жанровых сфер, в свою очередь, внутри может быть разделена на разделы и части.

Ключевые слова: макомы, мелодия, музыка, традиция, народность, лад, ритм, жанр, системность, наука.

Страницы в журнале: 1516 - 1524

Скачать