Автор: Sulaymonova, Shahnoza Nodirovna
Аннотация: Одним из важнейших вопросов истории социально-философской мысли является сравнительный анализ нравственных воззрений великих мыслителей Абу Насра аль-Фараби и Абу Али ибн Мискавайха. На основе философских учений Фароби и Мискавайха анализируется роль движения Машхайюн в средневековой мусульманской восточной этике. Великие мыслители X-XI веков Абу Наср аль-Фараби и Абу Али Ахмад ибн Мухаммад Якуб ибн Мискавайх оставили яркий след в науке и истории исламской философской мысли своими философскими воззрениями и учениями. Фараби известен как «Второй учитель» («Муаллим ас-Сания») и Мискавайх известен как «Третий Учитель» («Муаллим ус-салис»), что является наглядным примером высокой оценки их вклада в мусульманскую арабскую философию. Также говорят, что моральные взгляды Фараби и Ибн Мискавайха имеют схожее качество, потому что на них повлияла греческая философия. Фараби и Ибн Мискавайх, с другой стороны, являются философами, которые адаптировали учения греческих мыслителей об обществе и социальной морали с точки зрения ислама, о чем свидетельствуют цитаты из его работ. Делается попытка пролить свет на тот факт, что нравственные воззрения Фароби буквально повлияли на нравственные воззрения Мискавейха.
Ключевые слова: Абу Наср аль-Фараби, Ибн Мискавайх, “Книга музыки”, машахийя, новый платонизм, “Аль-Фузул Асгар”, “Метафизика”, “Тахзибул-Ахлак”, “Китаб ат-Тахара”, “Татир аль-Арак”, практическая мораль, хорошие манеры, нравственное совершенство, счастье, невежество, разум и вера, справедливость.