Автор: Abdulloyev, Shuxratjon Boboismoilovich
Аннотация: В статье на основе исторических и лингвистических материалов анализируется термин «дэв», имеющий важное значение в верованиях древних народов Средней Азии. Слово «дэв» имеет разные толкования из-за своей исторической древности и широкого распространения. Термин «дев» - это божественный образ, встречающийся в основном в мифологии индоевропейских народов. Этот термин обычно используется для обозначения «бог», «небо», «свет», «сияние», «свет», «видение» или «доброта». Термин «дев» также примечателен в Средней Азии и ее окрестностях как образ, который изменился с «бога» на «дьявола». В статье выдвигаются идеи, отличные от традиционных представлений о «девы». Подчеркивается, что формирование и эволюция образа девы связаны с социально-политическими процессами в жизни древних народов Средней Азии. Изучение этого термина позволяет сделать новые выводы при изучении истории религиозных воззрений народов Средней Азии. Изучая образ дев, можно увидеть формирование образа многофункциональных богов в верованиях народов Средней Азии от поклонения примитивным культам природы. Негативный образ девов связан с реформой Заратустры и деятельностью его последователей. Тем не менее положительные взгляды, связанные с термином «дев» в религиозных воззрениях и фольклоре народов Средней Азии, сохранились, хотя и в меньшей степени. Исследование доказало, что образ дев был богом, сформированным народами Средней Азии в период до распространения зороастризма.
Ключевые слова: дев, даева, дайва, Авеста, арийцы, индоевропейцы, индоиранцы, зороастризм, бог, дьявол.