25.11.2025
30
DEVELOPMENT OF AN ARTIFICIAL INTELLIGENCE-BASED COMPUTER PROGRAM FOR THE REHABILITATION OF CHILDREN WITH SPEECH IMPAIRMENTS IN LEARNING ENGLISH

Автор: Sharipova, Aziza Abdumanapovna; Abdullayeva, Malika Ilkhamovna

Аннотация: Дети с речевыми нарушениями часто сталкиваются со значительными трудностями в освоении навыков иностранного языка, особенно английского, из-за ограничений фонематического восприятия, артикуляции и слуховой обработки. Последние достижения в области искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения позволяют создавать адаптивные, индивидуализированные реабилитационные инструменты, которые поддерживают как логопедическую терапию, так и изучение языка. В данном исследовании представлены разработка и первоначальная оценка компьютерной программы на основе искусственного интеллекта, предназначенной для улучшения английского произношения, расширения словарного запаса и повышения разборчивости речи у детей в возрасте от 6 до 12 лет с диагностированными нарушениями речи. Система объединяет автоматическое распознавание речи (ASR), оптимизированное для атипичной речи, модуль обратной связи по произношению в реальном времени, игровые учебные задания и персонализацию под контролем терапевта. Предварительные результаты пилотного исследования (в котором участвовало 12 детей) указывают на улучшение точности артикуляции, мотивации и распознавания фонем английского языка. Результаты подчеркивают потенциал образовательных технологий на основе искусственного интеллекта в качестве дополнения к традиционной логопедии.

Ключевые слова: искусственный интеллект, реабилитация, ASR, нарушения речи, адаптивное обучение, геймифицированное обучение, произношение, распознавание фонем, инклюзивное образование.

Страницы в журнале: 509 - 517

Скачать