Автор: Xolmominov, Jafar Muhammadievich; Shermataliev, Omonullo.
Аннотация: Нафс – материальное «Я» (эго) человека. Буквальное значение слова «нафс» - существование, реальность, природа и идентичность чего-либо. Cлово «нафс» употребляется в разных значениях, иногда они отражают противоречивые значения. Например, одна группа суфийских ученых объясняют «нафс» как «дух», другая группа как «душа», третья группа как «доброта», «искренность», а четвёртая группа как «тело», «кровь». По мнению суфиев, нафс – источник всех зол, источник грехов. По заключению одной группы суфиев, нафс – первоисточник всех грехов, а по воззрениям второй категории – причина таких пороков, как высокомерие, зависть, гнев, вражда. Если грехи очищаются покаянием, вредные привычки уничтожаются самоистязанием, то есть мучением. Борьба с нафсом считается для суфиев совершенство всех молитв. В этом смысле хадис «Кто знает свою нафса (душу), тот и знает своего Господа» послужил как основа суфийской теории о нафсе. В данной статье в кратком образе анализируется и трактуется философско-мистически понятие «Нафс» в суфизме и философии Ирфана.
Ключевые слова: суфизм (тасаввуф), философия Ирфан, нафс (самость; эго), понятие «нафс», воспитание нафса, познание нафса, герменевтическая интерпретация.
Страницы в журнале: 54 - 63