24.02.2023
384
O‘ZBEK TILINING PEDAGOGIK TERMINOLOGIYASIDA KO‘P MA’NOLILIK HODISASI

Автор: Yaxshiyeva, E’tibor Baxtiyorovna

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема явления терминологической полисемии. В частности, на примере педагогической терминологии узбекского языка был проведен анализ полисемии, которая наблюдается и в терминологических единицах. Согласно научным подходам, термин, служащий для четкого выражения понятия области, должен быть однозначным и выражать конкретное понятие конкретной области. Специалисты-лингвисты, в том числе и терминологи, до конца не решили вопрос о единозначности и многозначности термина. Объективный случай показывает, что семантическая структура некоторых терминов состоит из более чем одного значения, то есть наличие терминологической полисемии. Терминологическая многозначность наблюдается в терминологии всех направлений. Это положение широко отражено в общелингвистических и специальных словарях. Семантическая структура некоторых терминов состоит из общелексического значения и терминологического значения, в то время как некоторые терминологические единицы содержат значения, относящиеся более чем к одному понятию. Эта ситуация требует семантического разделения терминов на лексему-термин и чистый термин, а также их лексикографическую интерпретацию и описание. Это показывает актуальность задач, связанных с оценкой и описанием места лексико-семантических отношений в терминологии, связи терминологической полисемии с омонимией и полифункциональностью на основе раздельного подхода, а также предупреждением и регулированием возникающей в терминологии двусмысленности.

Ключевые слова: лексическая система, слово, термин, терминология, педагогика, лексико-семантическая связь, концепт, значение, моносемия, полисемия, терминологическое значение, полисемантический термин, лексикографическое объяснение, лексема-термин.

Страницы в журнале: 562 - 568

Скачать