Автор: Tog’ayeva, Shaxnoza
Аннотация: В узбекской поэзии присутствуют такие образы как «ориф», «сохиби ирфон», которые использовались поэтами для отображения высшей, духовной принадлежности любви. В словарях учения «Тасаввуф», в частности в словаре «Гиёс ул-лугат», «ориф» - происходит от слов понявший, достигнувший. С точки зрения суфиев любовь, будучи даром Аллаха, стоит выше знаний. Ориф – человек постигнувший нирвану на пути познания Аллаха и достигнувший высших знаний. Ориф – человек постигнувший высшие духовные знания. Ориф постигший и как духовные, так и светские знания будет наделен местом в райских кущах рядом с Аллахом, посвящает свою земную жизнь постижению Аллаха, а соответственно способен поделится с окружающими своими знаниями. Поэты классики старались посвятить своих поклонников в свои лирические чувства влюбленных посредством написания газелей в стиле “орифона”, описывая в своих стихах райские кущи. Здесь в образе возлюбленной вставал Всевышний, а поклоняющийся Всевышнему представал в образе влюбленного. Также и один из классиков восточной поэзии Атоий обогатил свое творчество элементами стиля “ориф”. При изучении его творчества наблюдается обилие содержания Куръана и хадисов. Приводятся цитаты из священных источников. Посредством образов вина, кубка, места распития вина, волос и родинок, бровей, глаз, талии, терминов “стан” и “красавица”, отображаются чрезвычайно сложные понятия. Мы также, в рамках настоящей статьи постараемся исследовать газели Мавлоно Атоий в стиле “орифона”.
Ключевые слова: Ариф, суфизм, Н. Камилов, Орифона Газаль, Атои, Навои, Захид, Йор, Хоруд, Сарв.